Транспорт

Речной транспорт

Речной порт Бобруйск — филиал РТУП «Белорусское речное пароходство» — на предприятии: 80 работающих, 2 теплохода (буксира), 2 земснаряда, 8 самоходных барж, 3 рудовоза, 3 портальных крана, 2 экскаватора для погрузки песка на машины.
Трудно сказать, с какого года можно проследить историю нашего порта, но в 1805 году завершилось строительство Березинской системы каналов, соединивших бассейны Днепра и Западной Двины и груженные лесом байдаки, так называли небольшие парусные суда, метров по 50 длиной, стали выходить даже к Балтийскому морю. Двигались такие суда по реке, используя бурлацкую силу. После появление пароходов жизнь на реке оживилась, начали строиться новые пристани, укрупняться старые.
В 1855 году бобруйская пристань получила название — главной и стала местом пребывания 9-ой Днепро-Березинской дистанции. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Минская губерния. Ч. II. Спб, 1864. «Водный путь, судоходный по реке Березине от города Бобруйска до впадения в Днепр и притоки: Ола и Продвинка (Брожа) — принадлежал 9 дистанции 11 отделению 11 округа путей сообщения. Главная пристань, и пребывание начальника был город Бобруйск. На реке Березине постоянная и единственная пристань для нагрузки и разгрузки судов — Бобруйск… Лесообильный Бобруйский уезд вместе с Брисовсим принадлежат к числу малоплодородных, нуждающихся к подвозке хлеба. Соль и разного рода хлеб поглощают, поэтому, почти всю привозную торговлю. В шестилетней сложности (1855-1860 гг.) к пристаням Бобруйской дистанции ежегодного подвозится средним числом: соли — 71 362, овса -60 355, разного рода муки — 53 618, ржи- 10 822, круп — 9886, пшена и проса — 8894, пшеницы — 5460, гречихи- 3725, ячменя — 1101,ороху, фасоли и бобов-371 пуд. Всего хлеба — 154 232 пуда. Затем весь отпуск с Бобруйской пристани состоит из произведений лесной промышленности, с придачей водки, стекла, булыжного камня, гашеной извести, меду, воску и др. продуктов сельского хозяйства. В 1855 году к Бобруйской пристани было подвезено около 10 тысяч пудов льняного семени для отправления его гужем в м.Столбцы.
Бобруйская пристань просуществовала до 1970 года, а затем была переименована в порт. Вместе с Днепро-Березинским предприятием, порт стал относиться к одному ведомству — Министерству транспорта и коммуникаций. В эти годы он играл заметную роль в жизни и экономике города. Тогда в некоторые деревни проще было добраться по реке, нежели автобусом. Экскурсии школьников по реке были обычным делом. Бобруйчане могли прокатиться на теплоходе в выходной день, заказать водный транспорт, что бы провести пикник на природе. В районе пляжа теплоходы перевозили отдыхающих на противоположный берег. Катера-буксиры постоянно курсировали по реке с плотами, баржами с рудой, камнем, щебнем и т.д. Перевозка грузов резко сократилась после распада СССР, тогда же перевозка грузов по реке стала не рентабельной, т.е. в 4 раза дороже, чем по железной дороге. Основное сырье — песок стало выгодно добывать только в недалеких «рукавах», т.е. вблизи места его складирования, а если за 20 км. и более, то его перевозка становится убыточной. В настоящее время реализация песка за год с учетом иногородних заказов, перевозимых автотранспортом и по железной дороге — 250 тысяч тонн. Перспектива в подъеме строительной отрасли, но тогда порту может не хватить мощностей и техники. Буксиры еще иногда можно увидеть на реке, а вот с теплоходом. … Прежде было 17 теплоходов, а сейчас — 2, остальные или продали, или законсервировали или списали. Река Березина считается судоходной, но хорошая навигация на ней возможна только месяц, самое большое два, в апреле-мае, затем река мелеет и суда с большой осадкой по ней идти не могут. Днепро-Березинское предприятие водных путей три года восстанавливает теплоход, стоящий на стоянке судов, но этому теплоходу уже 50 лет, построен он на Бобруйском судостроительном заводе, в капитальный ремонт судна уже вложено 100 млн. рублей, заменены днище, рубка, окна, на отделочные работы требуется еще 200 млн. рублей. Бобруйск — единственный в Беларуси крупный город, стоящий на реке и не имеющий пассажирского теплохода.

Назад